Электронный журнал «Директор по персоналу»
№1, июль 2011
Эффективность персонала / Корпоративная культура

Конкурс «Мисс и Мистер компании». Проводим своими силами

В кризис сокращали персонал, и на тех, кто остался, возросла нагрузка. В последнее время количество проектов увеличилось, некоторые специалисты компании работали с утроенной силой. Сотрудники подустали, «боевой дух» в компании снизился. Чтобы как-то взбодрить коллектив, руководство решило устроить ему праздник. HR-директора попросили организовать конкурс «Мисс и Мистер компании». А так как это корпоративное мероприятие внеплановое, то надо провести его без лишних затрат, собственными силами.
 

Обратиться, как обычно, в event-агентство, чтобы оно все организовало, не получится (ведь агентству надо платить). Придется все делать самим. Чтобы мероприятие удалось, необходимо решить два блока вопросов: чисто организационные и творческие. И не забывать про цель мероприятия – сплочение коллектива.

Сначала определитесь, как будет проходить конкурс

Вариант 1. Провести конкурс заочно (наименее затратный вариант). Разместить объявление на корпоративном сайте и призвать сотрудников выбрать тех мужчин и женщин (зависит от количества номинаций), которые достойны носить звание Мисс и Мистер компании. Имена достойных каждый сотрудник сообщает индивидуально – пересылает по электронной почте ответственному за организацию конкурса HR-менеджеру или пишет на листочке и опускает в ящичек для голосования (такие ящички вы установите в наиболее людных местах компаний). Главный минус этого варианта: так как он проходит заочно, то вряд ли сможет реально встряхнуть коллектив. Создается ощущение, что все мероприятие прошло словно за кулисами.

Вариант 2. Очно-заочный. Для предварительного этапа подготовьте опросники, в которых укажите номинации и, возможно, основные критерии выбора достойных. Тогда голосование пройдет организованно, и его результаты будут понятными. Наиболее достойных называться Мистером и Мисс компании (предположим, 10 мужчин и 10 женщин), а также победителей определяете позже – очно и гласно. На мероприятии вы устроите различные испытания претендентам (дадите задания, загадаете загадки, устроите состязания). Собравшиеся сотрудники будут следить за тем, как претенденты на звание Мисс и Мистер компании состязаются в выполнении различных заданий, и эмоционально поддерживать коллег. Это соответствует целям мероприятия – сплочению коллектива и повышению командного духа. Выбор победителей пройдет на глазах у сотрудников, эффект соучастия в конкурсе выше, чем при заочной форме.

Вариант 3. Без заочного голосования. Собравшиеся в одном зале сотрудники сразу спонтанно выдвигают претендентов на звание Мисс и Мистер компании и затем наблюдают, как они соревнуются. Мероприятие станет увлекательным событием для всей компании, поможет сотрудникам расслабиться, вместе с сослуживцами поболеть за кандидата в победители. Единственный минус этого варианта: помещение. Но эту проблему можно решить, если окончательный выбор Мисс и Мистера компании опять же провести в рамках какого-либо другого корпоративного мероприятия (к примеру, празднования Нового года, 23 Февраля либо Дня рождения компании). Тогда искать помещение, способное вместить всех сотрудников фирмы, уже не потребуется.

Летом можно обойтись и без аренды помещения

Не всегда нужно арендовать зал на стороне. Поздней весной, летом и ранней осенью можно обойтись без него, если выехать на природу и провести конкурс под открытым небом в окружении зелени. Тогда вы не будете стеснены стенами помещения и сможете устроить массовые соревнования с большим размахом. Кроме того, здесь нет почасовой аренды. Единственное, о чем надо позаботиться – чтобы было достаточно идей по организации состязаний и различных заданий участникам. Кстати, аренда зала и расходы на вывоз сотрудников на природу вполне сопоставимы. Иногда сумма транспортных расходов даже ниже стоимости аренды зала на три-четыре часа.

Чтобы победителей было не двое, а больше

Учредите несколько номинаций, например: «Мистер Хранитель традиций», «Мисс Ума палата», «Мистер Доброе сердце», «Мисс Национальный колорит», «Мисс/мистер Антистресс» (самый невозмутимый), «Мисс/Мистер Невыносимая легкость бытия» (самый беспечный и рассеянный), «Мистер В ногу со временем» (трепетно относящийся к рабочему распорядку), «Мисс Глас народа» (самая красноречивая), «Мистер Скатерть-самобранка» (самый хлебосольный). В каждой их них будет свой победитель.

Основная ошибка – невнимание к мелочам

Юлия СОСКИНА,
руководитель отдела по работе с клиентами агентства «ПраздниК»

Не забудьте про такую мелочь, как монтажный лист, который является, по сути, справочником мероприятия. В нем надо четко прописать, во сколько начинается мероприятие, в какой последовательности включаются мелодии, в какой момент праздника и как долго они звучат, какое именно освещение, для чего и когда используется. Это особенно важно, если вы нанимаете сторонних осветителей и акустиков. Пропишите, в какой момент они должны появиться на мероприятии, когда и как вы рассчитаетесь с ними. То же касается и ресторанного обслуживания (если оно запланировано). Все продумайте и оговорите с администрацией – количество алкоголя, вес блюд. Если будете закупать алкоголь сами, то не упустите такой момент, как посуда. Иначе ресторан вам ее не приготовит и придется пить из пластиковых стаканчиков.

Ответственно подойдите к покупке призов

Это должно быть что-то, что может пригодиться в жизни: книги, обычные батарейки в необычных упаковках, зажигалки, штопоры, швейные наборы, фонарики, креативные отвертки и т. д. Если компания в состоянии выделить средства, все равно помните, что лучше приобретать то, что можно использовать в жизни. Скажем, велосипед для обладателя звания «Мистер» либо набор косметики престижной фирмы для «Мисс» компании. Не стоит дарить детские игрушки и прочую мелочь.

Выбор ведущего и жюри

В роли жюри могут выступить сами зрители – в конкурсах, где не может быть точного ответа, единственно правильного, побеждает тот, за кого сильнее болеет зал. И все же кто-то должен фиксировать результаты конкурсов, отмечать, кто и в каком из них победил. Если не жюри, то отдельный человек, к примеру, помощник ведущего. Не забудьте про него!

Без кого точно не обойтись, так это без ведущего. Если есть хоть какой-то бюджет, ведущего можно нанять – из event-агентства. Если и на это денег не выделено, выберите из своих сотрудников. Это должен быть коммуникабельный человек, причем желательно, чтобы его знали как можно больше сотрудников. Например, PR-менеджер, маркетолог или, возможно, общительная и энергичная секретарша из приемной директора. Обязательно составьте сценарий, выберите режиссера, который будет придерживаться этого сценария и на репетиции. Не забудьте выбрать сотрудников, которые сыграют роль администраторов праздника – встретят гостей и разместят людей за столиками. Можно от каждого отдела назначить ответственного. А в конце праздника поблагодарите самых активных помощников, отметив их подарками.

И еще важная организационная деталь – не удастся обойтись без современных технических средств: акустической системы, освещения и экрана. Профессионалов-акустиков, возможно, все же придется пригласить со стороны, чтобы у вас не было проблем с музыкальным сопровождением. Понадобится и фото-видеосъемка, но, возможно, с этим справится кто-то из сотрудников вашей компании.

Очень важно сформировать «правильное» жюри

Диана ДМИТРИЕВА,
Директор по персоналу компании «АВТОДЕН»

Выбирайте наиболее беспристрастных и справедливых судей. Иначе сотрудники, обиженные «необъективностью» мероприятия, признают праздник неудачной затеей. Не стоит, например, формировать жюри только из руководящего состава компании или представителей одного подразделения. Правильнее будет включить в судейский состав сотрудников из различных отделов, которые пользуются личным и профессиональным авторитетом у коллектива вне зависимости от их должностей.

Начало конкурса

Предложите претендентам на звание Мисс и Мистер компании сделать «визитную карточку» – интересно представить себя. Скажем, с юмором рассказать о своих мечтах, о своей семье, о хобби, кумирах. Можно использовать различные приемы: интересные сравнения себя с кумиром или, к примеру, шутки, уместные анекдоты (только не нецензурные). Допускается использование плакатов, сделанных на скорую руку прямо в процессе подготовки. Словом, главное – чтобы «визитная карточка» не была скучной. У кого затейливее, интереснее и остроумнее, тот и побеждает в этом виде состязания.

Задания на смекалку и внимательность. Отберите 4–5 заданий. Схема действий: ведущий зачитывает задание и дает время на размышление – не менее 5 минут. Задания должны быть не очень сложными, но требующими умения слушать и сосредотачиваться. В некоторых заданиях может быть заложен подвох. Примеры заданий смотрите в таблице 1.

Интеллектуальное соревнование – знаете ли вы свой родной язык? Такое соревнование можно смело проводить, если ваша компания не является производственной, а специализируется на интеллектуальном труде. Интересные задания с изюминкой на знание русского языка очень захватывают, влияют на самолюбие участников. Каждый думает: «Неужели я не смогу найти ответ?! Ведь я хорошо владею русским языком!» Варианты заданий смотрите в таблице 2.

Соревнования для мужчин и женщин, претендующих на звания «Мисс и Мистер компании»

Соревнования для мужчин не обойдутся без женщин.

Пример

Стилист. Для конкурса понадобятся рукавицы и губные помады. Задача для мужчин: надев рукавицы, за две минуты накрасить девушке губы.

После дождя. На полу имитируются лужи – рисуются, либо вырезаются из бумаги и приклеиваются. Мужчины берут женщин на руки и переносят через все лужи. При этом каждый раз мужчина должен сделать что-то такое, что не смог сделать предшествующий участник. Например, ласточку, держа на руках спутницу.

 

Соревнования для женщин станут захватывающим зрелищем.

Пример

Проверка гибкости. Ведущий вызывает двоих мужчин. Им в руки дают скакалку или веревку. Мужчины держат ее сначала на высоте 1,5 м от земли. Включаются зажигательные мелодии, и девушки, танцуя, по очереди должны пройти под веревкой, не задев ее. С каждым этапом мужчины опускают веревку все ниже и ниже. Участница, которая сможет пройти под максимально опущенной веревкой, признается самой гибкой и артистичной.

Точность и меткость. Каждой претендентке на звание «Мисс компании» выдайте по два–три листка формата А-4. Попросите сделать самолетик (как в детстве). Теперь нужно попасть в корзину для бумаг с расстояния 2–3 метра. Поскольку это практически нереально, оценивайте красоту полета и мастерство, с которым был сложен самолетик. Можно также попросить дать название своему «транспортному средству» и оценивать это название.

Соревнования, в которых нужно участвовать парами

Чтобы провести их, претенденты и претендентки на победу в конкурсе «Мистер и Мисс компании» разбиваются по парам. Победа в состязании засчитывается женщине и мужчине из той пары, которая оказалась лучшей.

Пример

Соревнование «Авиаконструктор». Мужчина и женщина обнимают друг друга за талию одной рукой так, чтобы у каждого оставалась свободной вторая рука. В таком положении участники должны из листа бумаги сделать самолетик и запустить его.

Соревнование «Воплощение любви». Ведущий раздает каждой паре карточки, на которых написаны различные определения любви. Участники должны наглядно показать это вдвоем. Например, крепко обняться, если на карточке написано: «Любовь – это крепкие объятия».

Соревнование «Пирамида Клеопатры». Закупите побольше пластиковых стаканчиков. Из них парам нужно будет за пять минут построить пирамиду. Побеждают построившие самую широкую и самую высокую пирамиду.

 

Подумайте также о том, какими играми заполнить паузы, когда претенденты отдыхают, какие провести творческие конкурсы.

10 типичных ошибок

Их с завидным постоянством совершают организаторы корпоративных мероприятий. Обратите внимание на эти ошибки и постарайтесь не допускать.

Отсутствие раций для оперативной связи.Не проведена проверка и настройка звукового оборудования перед началом выступления.Включив в программу летнего корпоратива на природе купание, забыли про спасателей и врача.Пригласили высокопоставленных гостей, а территорию не «оцепили».Запланировали показ фильма на экранах во время мероприятия, а предварительный прогон не провели.Пригласили артистов, но не позаботились о гримерных комнатах.Сами надули шары гелием накануне мероприятия. Но не учли, что гелий держится 6–8 ч. К мероприятию все шары сдулись.Захотели оформить зал, но не договорили с арендодателем, как будут закреплять украшения. Планировали использовать скотч, но владелец зала запретил. Оформления не было.Пригласили дрессировщика с животными, но не предупредили администрацию кафе или ресторана. Выступление сорвалось.Установили в ресторане звуковую аппаратуру, а документы на вынос не оформили. Возникли сложности.
 

Таблица 1. Задания на проверку внимательности и сообразительности

Таблица 2. Задания на знание русского языка

Внимание!

Организуя конкурс на природе, продумайте, что Вы предпримите в случае непогоды. Если, к примеру, день будет теплый, но дождливый, нужно запастись тентами, которые Вы сможете навесить над местом, где все соберутся. Либо придется переносить дату конкурса или все же арендовать зал.

Деталь

На случай, если кому-то на конкурсе станет плохо, позаботьтесь, чтобы на мероприятии находился медик или дежурила бригада «скорой помощи».

Алгоритм Ваших действий

 
  1. Решите, как будет проходить конкурс: заочно или очно.
  2. Если решили проводить конкурс очно, определитесь с местом. В зависимости от принятого решения позаботьтесь о транспорте, об аренде зала, о подготовке и оформлении помещения.
  3. Определитесь, в каком стиле пройдет мероприятие: скажем, мексиканском, африканском или итальянском. Объявите об этом заранее.
  4. Выберите ведущего при необходимости, жюри и помощников ведущего.
  5. Закупите достаточное количество призов.
  6. Подготовьте необходимое количество конкурсов и игр. Отбирайте их с запасом на тот случай, если образуются паузы.
  7. Запаситесь отличным настроением!
  8. В конце угостите всех шампанским и легкими закусками. Этот пункт программы служит фактором, из-за которого сотрудники охотнее идут на корпоративное мероприятие.

Внимание!

Объявляя о конкурсе «Мисс и Мистер компании» и призывая сотрудников называть имена претендентов, обязательно поясните, что выбирать нужно не cтолько по внешним данным – за красоту, но учитывая и другие качества (например, личностные и профессиональные: доброту, отзывчивость, способность к креативному мышлению, моральную силу и стрессоустойчивость, умение поддержать коллег, смекалку, чувство юмора и обаяние). И вообще, к выбору кандидатов в номинацию «Мисс и Мистер» надо подходить с некоторой долей юмора, сам конкурс должен быть веселым и озорным.