Электронный журнал «Директор по персоналу»
№5, май 2018
Лидер-клуб

«В жизни происходили события, которые словно говорили: открывай свое дело. Хобби стало работой, и я все реже устаю…»

На вопросы отвечает
Татьяна КУЗЬМИНА,
экс-Директор по персоналу группы компаний «АвтоСпецЦентр»

Татьяна 15 лет была успешным HR-ом, преподавала в вузах, консультировала топ-менеджеров. Где-то год назад она решила, что больше не хочет быть наемным сотрудником. Вскоре открыла свое дело – семейную студию творчества для детей и взрослых. Опыт HR-работы помог ей в этом. Мы расспросили бывшего Директора по персоналу, как она отважилась на столь смелый шаг, откуда появилась идея бизнеса. Кроме того, мы хотели понять, не появилось ли у нашей героини разочарования. И поняли: не появилось. А навыки HR-а востребованы и сейчас. Татьяна успешно их применяет уже в своем бизнесе. 





 


Татьяна, Вы могли бы продолжать работать наемным управленцем и стабильно получать приличный доход. Что Вас побудило начать собственный бизнес? Ведь это неопределенность, масса хлопот, интенсивная работа, зависимость только от себя...

Знаете, к ответственности и за себя, и за других любому HR-директору не привыкать. Неопределенность, если к ней относиться правильно, не так уж и страшна. Интенсивно работать я научилась давно. Так что все это не пугало... А вообще было несколько факторов и событий, которые сподвигнули меня открыть свое дело. Они действовали в комплексе. Первое: в компании, в которой я работала почти семь лет, сменился собственник. Многим пришлось уйти, в том числе и мне. Я решила использовать это как повод для передышки – не искать новую работу, а разобраться с накопившимися личными задачами.

 

Как искать новую работу с помощью Facebook

HR не должен бояться изменить то, что когда-то сам внедрил

Настоящий профессионал должен уметь превратить проигрышную в победу

Как отказаться от нового проекта, не утратив репутацию сильного управленца

Второе: я случайно попала на мастер-класс по живописи – подруга подарила сертификат. Я попробовала рисовать и быстро увлеклась. Это занятие не только доставляло эстетическое удовольствие, но и отвлекало, помогало на время забыть о проблемах. А после урока я смотрела на свою жизнь другими глазами. Осознала: HR-работу уже знаю хорошо, в карьере многое удалось – пора что-то менять. Я решила остановиться и подумать, что меня мотивирует сегодня. Я всегда стремилась развиваться, постигать новое. И это новое – мир искусства, в который захотелось погрузиться, стать если не экспертом, то знатоком в этой области.

Тогда Вы впервые и задумались о том, чтобы открыть свое дело?

Отчетливой мысли об этом тогда у меня еще не возникло. Может быть, она зародилась где-то глубоко в подсознании. Но затем произошли еще события, благодаря которым я поняла, что делать. Время от времени я консультировала предпринимателей по экономике и HR. Однажды ко мне обратились с просьбой написать бизнес-план: как открыть и организовать художественную школу. Я написала. У меня мелькнуло в голове: «А почему бы мне не разработать бизнес-план для себя, а не для других?». Как раз у меня была некоторая сумма, которую можно было бы вложить в дело. Я окончательно утвердилась в том, что эта мысль правильная, после еще одного незначительного, казалось бы, события. Я шла по улице и увидела в одном из домов красивое окно в форме арки. На нем надпись – «Аренда». Я подошла поближе и заметила: на входной двери красовалась вывеска «ИП КУЗЬМИНА». Это же моя фамилия! Я расценила это как знак, что пора действовать. А у меня тогда на руках было предложение о работе HR-ом в хорошей иностранной компании. Надо было срочно решать, что делать дальше. Пришлось отказаться от заманчивого предложения.

А откуда взялась именно такая идея своего бизнеса – творческая студия? Потому что Вам нравилось рисовать?

Да, это одна из причин. В бизнесе я хотела заниматься тем, что люблю сама. Другая причина: я решила, что должна попытаться дать людям то, чего им, возможно, не хватает. Мы все живем в бешеном ритме, много работаем, решаем одновременно большое количество мелких и крупных задач. Все это – источник стресса. Нам не хватает спокойствия и позитивных эмоций. А рисование способно их подарить. Для меня работа кистью и красками стала настоящей отдушиной. Я отключалась, забывала про проблемы, избавлялась от негатива. Если хотите, становилась чуточку свободнее и счастливее. Я думала: «Пусть и другие люди испытают подобные ощущения! Пусть приходят всей семьей и занимаются творчеством в свое удовольствие». Еще одна деталь: в то время я занималась с коучем. Когда он уже достаточно узнал меня, спросил: «Что мы будем делать с Вашим повышенным чувством прекрасного?». Этот вопрос тоже помог мне понять свои желания. Я твердо решила, что хочу делать людей счастливыми. Вот такой happy point я и создала! А уж талант есть в каждом из нас. И моя студия помогает человеку раскрыть его.

И что же, люди приходят к Вам?

Да, приходят. И взрослые, и дети. Это активные, умные, интересные люди, которые неравнодушны к искусству и хотят научиться рисовать, лепить, шить или вязать. За полгода, пока работает студия, у нас сложилась особая атмосфера, появились традиции. Мы не только создаем арт-объекты, но и обсуждаем с клиентами их работы, организуем выставки, проводим лекции, кулинарные мастер-классы, креативные дни рождения, корпоративные праздники. У нас есть особое место, уютная кухня, где мы делимся впечатлениями и обсуждаем планы за чашкой чая. Атмосферно получилось!



Татьяна, бизнес, как Вы знаете, должен развиваться. В первую очередь за счет расширения круга клиентов. Нужно использовать маркетинговые инструменты. Но HR-ы не всегда владеют ими. Для Вас это оборачивается сложностями?

Вряд ли. Раньше я работала в компаниях не в изоляции, взаимодействовала с подразделениями маркетинга и знаю, какие инструменты они используют. Кроме того, я закончила школу бизнеса по программе DBA (Doctor of Business Administration). Конечно, не все эти инструменты я могу применять сейчас. Во-первых, у моего дела своя специфика. Во-вторых, по масштабу оно не сопоставимо с бывшими моими работодателями. В-третьих, не те финансовые возможности. Но тем интереснее решать бизнес-задачу – добиваться, чтобы как можно больше людей узнали о студии и поняли, что стоит ее посещать. Я должна находить не самые затратные способы, но действенные и адекватные моим задачам. Жизнь заставляет меня постоянно учиться. Вот думала, закончу бизнес-школу и все. Но нет, теперь учусь продвигать студию в интернете, работать над тем, чтобы о ней узнали как можно больше людей.

Так, мы запустили сайт, присутствуем в популярных социальных сетях, ведем активную переписку, сотрудничаем с учебными заведениями и галереями. Кроме того, расширяем перечень услуг. Сейчас мы проводим занятия не только по живописи, но и по графике, лепке, фотографии. Много ретрокружков: вязание, шитье, макраме. Со временем дисциплин будет больше. Разумеется, маркетинг – зона моего развития. К счастью, HR-навыки тоже помогают мне продвигать свое дело. Они словно преобразуются в маркетинговые инструменты. Так, умение взаимодействовать с разными людьми, формировать созидательную атмосферу привлекает все новых клиентов. Те, кто пришел к нам когда-то, приводят друзей, родных, коллег. Я убеждаюсь снова и снова: эмпатия помогает в бизнесе.



Студия – источник позитивных эмоций и для посетителей, и для Вас. Но это же еще и бизнес, от которого должна быть отдача. Вы просчитываете доходы и расходы?

Да, конечно. Мне помогает в этом экономическое образование. Кроме того, опыт работы HR-директором: я делала расчеты, составляла планы и формировала бюджет. Несомненно, я просчитываю, какой должна быть стоимость одного мастер-класса или занятия, чтобы это было экономически оправданным. Если сегодня у меня мало групп и занятий, я знаю, сколько их должно быть завтра и послезавтра, чтобы окупить затраты.

Услуги студии – дорогие?

Нет. Скажу так: мы установили цены, которые комфортны для наших клиентов и при этом позволяют студии развиваться. Есть расценки на разовые посещения и абонементы на определенный срок. Выпускаем мы и подарочные сертификаты. Любой может купить такой сертификат и вручить его знакомому или близкому человеку, скажем, к празднику или на день рождения.

Вы не продумывали, как диверсифицировать деятельность, чтобы увеличить доходы?

Развивать новые направления деятельности надо осторожно, чтобы не размыть концепцию. В разумных пределах я это делаю. Так, студия предоставляет арт-пространство в аренду под различные мероприятия. У нас проводят дни рождения, тематические праздники и корпоративы. Например, не так давно музыканты-любители организовали великолепную вечеринку с фортепьяно, балалайкой и барабанами. А одна из наших клиенток бесплатно дала всем желающим мастер-класс: как вручную сделать креативное мыло. Прямо сейчас готовим поэтический вечер. Одним словом, у нас получается замечательное арт-пространство, настоящая клубная жизнь. Планирую создать и киноклуб. Обожаю кино!

Вы наверняка набирали сотрудников в студию. Есть ли разница в том, в каком качестве управлять людьми – как собственнику бизнеса или как наемному руководителю?

Да, я сама подбираю сотрудников. HR-опыт помогает, так как ошибки крайне нежелательны. В качестве кого управляешь людьми, на мой взгляд, не имеет значения. Когда я работала по найму, для меня так же, как и сейчас, было важно, чтобы рядом трудились близкие по духу люди. В работе я придерживаюсь принципа «Демократия с диктатурой профессионализма». Это значит, я всегда готова выслушать мнение или дельное предложение сотрудника прежде, чем приму решение. Стараюсь взаимодействовать с персоналом так, чтобы боялись не меня, а ситуаций, когда подчиненный намеренно или нечаянно подведет, не оправдает надежд.

Остается ли у Вас время на семью, друзей?

Многие мои друзья так или иначе принимают участие в жизни студии. И мы по-прежнему тесно общаемся. К тому же появляются новые друзья, с которыми нас связывают совместные творческие проекты и увлечение изобразительным искусством. А потом, время надо правильно планировать. Обязательно составляю план и придерживаюсь его. Если забыть про самоконтроль, можно расслабиться и упустить из виду что-то важное. Я рано просыпаюсь. До начала рабочего дня успеваю пообщаться с родными, занимаюсь в спортзале, обдумываю, как построю день. Не забываю и об отдыхе. Но с тех пор как любимое занятие стало для меня работой, усталость ощущаю все реже. Я много хожу на выставки, лекции по искусству, обучаюсь онлайн. Разве это не отдых?

Вы видите перспективы? Представляете, какой будет студия, например, года через три?

Да, у меня есть определенное видение. Но я понимаю, что жизнь может вносить свои коррективы. Будем искать новое, интересное и познавательное, чтобы оставаться интересными нашим клиентам. Планируем запустить мастер-классы онлайн. Это замечательная возможность охватить большую аудиторию и расширить географию. Будем выезжать на пленэры, а потом проводить выставки-продажи наших работ. В дальнейшем я планирую создать образовательную онлайн-платформу не только про искусство. Я люблю учиться и обучать других. Это мое преимущество. Каждый из нас может сделать многое, если будет опираться именно на свои сильные стороны.

Беседовала Светлана КАНТАРОВИЧ,
редактор-эксперт «Директора по персоналу»